Второй план Путина (по выходу из кризиса)
Российские власти обнародовали долгожданный пакет мер по борьбе с финансовым кризисом. Впрочем, они по-прежнему предпочитают избегать этого слова. Документ, который в пятницу подписал глава правительства Владимир Путин, называется планом «действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики».
В отличие от первого антикризисного пакета, чьи положения уже стали законами, второй пока носит конспективный характер, и формулировки его расплывчаты. Зато он затрагивает не только финансовый сектор: выделено 8 генеральных направлений, в том числе поддержка малого бизнеса, сельского хозяйства, жилищного строительства. Всего предлагается принять 55 мер.
Кредит у ВЭБауже получили «Альфа-групп» ($2 млрд, условия кредита не разглашаются, но деньги пошли на погашение кредита в Deutsche Bank, выданного под залог акций «Вымпелкома») и «Русал»...
Во многом план-2 расширяет функции структур, уже задействованных в первом. Так, государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (ВЭБ) предписывается кредитовать крупные проекты в АПК, а также выдавать до 1 млн рублей мелким заемщикам и рефинансировать кредитные портфели малого и среднего бизнеса.
Непосредственное отношение к новым задачам ВЭБа имеет и норма о праве кредитора во внесудебном порядке взыскивать и реализовывать заложенное имущество при банкротстве должника. Таким образом, ВЭБ сможет без проблем отчуждать активы, под которые он выдал займы компаниям для погашения зарубежных долгов.
Его же, но уже как управляющего пенсионными накоплениями «молчунов», касается и «расширение возможностей инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора».
Антикризисный план №1 обошелся России примерно в $200 млрд.
До $55 млрд уйдут на счета коммерческих банков через аукционы Минфина из временно свободных бюджетных средств.
Еще $26 млрд предоставит коммерческим банкам ЦБ также через аукционы. Дополнительные $35 млрд банки получат через ЦБ и ВЭБ в виде кредитов (ЦБ даст $18,5 млрд Сбербанку, а ВЭБ остальное распределит между ВТБ – $7,4, Россельхозбанком – $0,9 и прочими – $8,2).
Еще $5 млрд банки получат из средств госкорпорации ЖКХ и
$5,3 – из фонда содействия развитию ЖКХ.
200 млрд рублей ($7,4 млрд) правительство переведет в уставный капитал АСВ для спасения все тех же банков.
Порядка $59 млрд получил ВЭБ ($2,7 млрд – в уставной капитал для поддержки финансового рынка на 2008 год,
$6,5 млрд – на 2009 год,
$50 млрд – на депозит для кредитования компаний),
$2 млрд пошло в уставной капитал АИЖК.
Реальный сектор получил из Фонда национального благосостояния $6,5 млрд.
Центробанк тоже получил расширение функций: в банки, получившие господдержку, он пришлет специального представителя, который, по всей видимости, будет следить за расходованием этих средств.
Как их следует тратить, Владимир Путин уже дал понять: на кредитование предприятий реального сектора. Поможет Центробанку с контролем Минэкономразвития. Согласно плану-2, оно должно в ноябре разработать рекомендации коммерческим банкам по изменению внутренних документов и директивы представителям государства, чтобы банки в приоритетном порядке поддерживали автомобилестроение, сельхозмашиностроение, авиаперевозки и жилищное строительство. После этого Минэкономразвития должно будет отслеживать, сколько именно средств направили банки на эти цели, и отправлять ежемесячный доклад в правительство.
Отдельно стоит задача поддержки внутреннего спроса: госзакупкам ставятся в приоритет отечественные товары. Экспортерам промышленной продукции обещается возмещение части процентов по кредитам, а естественным монополиям и госкорпорациям – поддержка инвестпрограмм.
Предприятия, «выполняющие государственный заказ, в том числе государственный оборонный заказ», смогут рассчитывать на госгарантии по кредитам, а также на субсидии из федерального бюджета на уплату процентов.
Сырьевики уже в ноябре должны получить долгожданное сокращение сроков «мониторинга и периода, на который устанавливается вывозная таможенная пошлина на нефть». Сейчас он равен двум месяцам, но в условиях падения цен уже несколько раз пошлины пересматривались в экстренном режиме на основании двухнедельного мониторинга.
Простые граждане могут тоже рассчитывать на помощь: она сводится к увеличению пособий по безработице в первом квартале 2009 года.
Зато по ним может ударить лишение кредиторов права на досрочное погашение долга в случае реорганизации банка. То есть вкладчики банка, который подпадет под оздоровление, какое-то время не смогут получить свои деньги.
Последний пункт плана эксперты считают откровенно опасным. Он может усугубить ситуацию, говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.
«Эта политика разительно отличается от западной, где проблемы финансовой системы не перекладываются с компаний на кредиторов»,
– говорит эксперт. Эксперты отмечают и другие неприятные для простых людей вещи. «Например, политика в строительном секторе охарактеризована лозунгом «не дадим упасть ценам на квартиры». Правительство заботится о поддержке строительства, а нужно поддерживать потребителей», – считает Николаев.
Пособия по безработице на этом фоне – довольно слабое утешение. «Сейчас невозможно прожить на пособие по безработице, и я очень сомневаюсь, что это можно будет сделать после его увеличения», – сказал «Газете.Ru» руководитель центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. Он ожидает высвобождения до 1 млн безработных.
Хотя для финансовой системы план действительно хорош, говорит экономист инвестбанка «Траст» Евгений Надоршин. «Это система мер, направленная на создание национального финансового сектора. Они логично продолжают посыл, который был заявлен в президентском послании. Это стратегические меры, направленные на среднесрочный и долгосрочный период. Это не экстренная закачка деньгами, это более обдуманный шаг».
Иностранные планы спасения в первую очередь сосредоточены на выделении средств. Так $700-миллиардный План Полсона, принятый в США, наделяет министра финансов США правом немедленно использовать $250 миллиардов из федерального бюджета для выкупа «проблемных» активов. Президент Джордж Буш одобрил инвестирование этих денег в акции проблемных финансовых учреждений, и первые $125 млрд будут поделены между девятью крупнейшими банками США. Еще $100 миллиардов могут быть предоставлены Минфину с разрешения президента США. Решение по оставшимся $350 миллиардам принимает конгресс.
В антикризисной программе избранного президентом США Барака Обамы – принятие нового пакета мер по стимулированию американской экономики объемом до $175–200 млрд. Предлагается освободить пенсионные накопления от налогов, увеличить пособия по безработице, предоставить компаниям налоговый кредит на сумму в $3 тыс. на каждое новое рабочее место, временно сократить или отменить взносы, взимаемые с банков по гарантиям долгосрочных кредитов. Также может быть снижен налог для корпораций, отказывающихся от «налоговой оптимизации».
«Основные меры США – это денежные. Они не готовы изменять финансовую архитектуру, решая только текущие неприятности. Россия же решает стратегическую задачу создания национального финансового центра, – считает экономист инвестбанка «Траст» Евгений Надоршин. – Наши меры содержат долгосрочную перспективу, американские – направлены на краткосрочные». «США стремится поддержать status quo. Мы собираемся идти за счет потенциала. Мне это нравится. Выиграет тот, кто выживет, и меры российского правительства направлены прежде всего на это».
Но в целом второй антикризисный план экспертов разочаровал.
«Наше правительство существует в парадигме «путинской стабильности» и полагает, что все вопросы могут быть решены простым вливанием денег. Эти меры не дальновидны и не достаточны», – говорит Гонтмахер.
«Набросали все, что касается этой темы, – возмущается Николаев. – В чем главная проблема? В нехватке средств в экономике или же в непроходимости системы? Но нет комплексных мер для решения проблем российской экономики». Непонятно также, по каким критериям выбирали приоритетные отрасли. «Важен принцип – почему они? А его нету», – констатирует эксперт.
Пугает и перспектива размещения пенсионных средств на фондовом рынке. «Похоже, что сейчас самое главное – разогреть рынок, чтобы хоть как-то поддержать участников народных IPO», – иронизирует Николаев. То, что участие государственных денег на рынке акций создаст новый пузырь, похоже, забыто. Если же вливания не помогут, пенсионные накопления могут просто сгореть.
В отличие от первого антикризисного пакета, чьи положения уже стали законами, второй пока носит конспективный характер, и формулировки его расплывчаты. Зато он затрагивает не только финансовый сектор: выделено 8 генеральных направлений, в том числе поддержка малого бизнеса, сельского хозяйства, жилищного строительства. Всего предлагается принять 55 мер.
Кредит у ВЭБауже получили «Альфа-групп» ($2 млрд, условия кредита не разглашаются, но деньги пошли на погашение кредита в Deutsche Bank, выданного под залог акций «Вымпелкома») и «Русал»...
Во многом план-2 расширяет функции структур, уже задействованных в первом. Так, государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (ВЭБ) предписывается кредитовать крупные проекты в АПК, а также выдавать до 1 млн рублей мелким заемщикам и рефинансировать кредитные портфели малого и среднего бизнеса.
Непосредственное отношение к новым задачам ВЭБа имеет и норма о праве кредитора во внесудебном порядке взыскивать и реализовывать заложенное имущество при банкротстве должника. Таким образом, ВЭБ сможет без проблем отчуждать активы, под которые он выдал займы компаниям для погашения зарубежных долгов.
Его же, но уже как управляющего пенсионными накоплениями «молчунов», касается и «расширение возможностей инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора».
Антикризисный план №1 обошелся России примерно в $200 млрд.
До $55 млрд уйдут на счета коммерческих банков через аукционы Минфина из временно свободных бюджетных средств.
Еще $26 млрд предоставит коммерческим банкам ЦБ также через аукционы. Дополнительные $35 млрд банки получат через ЦБ и ВЭБ в виде кредитов (ЦБ даст $18,5 млрд Сбербанку, а ВЭБ остальное распределит между ВТБ – $7,4, Россельхозбанком – $0,9 и прочими – $8,2).
Еще $5 млрд банки получат из средств госкорпорации ЖКХ и
$5,3 – из фонда содействия развитию ЖКХ.
200 млрд рублей ($7,4 млрд) правительство переведет в уставный капитал АСВ для спасения все тех же банков.
Порядка $59 млрд получил ВЭБ ($2,7 млрд – в уставной капитал для поддержки финансового рынка на 2008 год,
$6,5 млрд – на 2009 год,
$50 млрд – на депозит для кредитования компаний),
$2 млрд пошло в уставной капитал АИЖК.
Реальный сектор получил из Фонда национального благосостояния $6,5 млрд.
Центробанк тоже получил расширение функций: в банки, получившие господдержку, он пришлет специального представителя, который, по всей видимости, будет следить за расходованием этих средств.
Как их следует тратить, Владимир Путин уже дал понять: на кредитование предприятий реального сектора. Поможет Центробанку с контролем Минэкономразвития. Согласно плану-2, оно должно в ноябре разработать рекомендации коммерческим банкам по изменению внутренних документов и директивы представителям государства, чтобы банки в приоритетном порядке поддерживали автомобилестроение, сельхозмашиностроение, авиаперевозки и жилищное строительство. После этого Минэкономразвития должно будет отслеживать, сколько именно средств направили банки на эти цели, и отправлять ежемесячный доклад в правительство.
Отдельно стоит задача поддержки внутреннего спроса: госзакупкам ставятся в приоритет отечественные товары. Экспортерам промышленной продукции обещается возмещение части процентов по кредитам, а естественным монополиям и госкорпорациям – поддержка инвестпрограмм.
Предприятия, «выполняющие государственный заказ, в том числе государственный оборонный заказ», смогут рассчитывать на госгарантии по кредитам, а также на субсидии из федерального бюджета на уплату процентов.
Сырьевики уже в ноябре должны получить долгожданное сокращение сроков «мониторинга и периода, на который устанавливается вывозная таможенная пошлина на нефть». Сейчас он равен двум месяцам, но в условиях падения цен уже несколько раз пошлины пересматривались в экстренном режиме на основании двухнедельного мониторинга.
Простые граждане могут тоже рассчитывать на помощь: она сводится к увеличению пособий по безработице в первом квартале 2009 года.
Зато по ним может ударить лишение кредиторов права на досрочное погашение долга в случае реорганизации банка. То есть вкладчики банка, который подпадет под оздоровление, какое-то время не смогут получить свои деньги.
Последний пункт плана эксперты считают откровенно опасным. Он может усугубить ситуацию, говорит директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.
«Эта политика разительно отличается от западной, где проблемы финансовой системы не перекладываются с компаний на кредиторов»,
– говорит эксперт. Эксперты отмечают и другие неприятные для простых людей вещи. «Например, политика в строительном секторе охарактеризована лозунгом «не дадим упасть ценам на квартиры». Правительство заботится о поддержке строительства, а нужно поддерживать потребителей», – считает Николаев.
Пособия по безработице на этом фоне – довольно слабое утешение. «Сейчас невозможно прожить на пособие по безработице, и я очень сомневаюсь, что это можно будет сделать после его увеличения», – сказал «Газете.Ru» руководитель центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. Он ожидает высвобождения до 1 млн безработных.
Хотя для финансовой системы план действительно хорош, говорит экономист инвестбанка «Траст» Евгений Надоршин. «Это система мер, направленная на создание национального финансового сектора. Они логично продолжают посыл, который был заявлен в президентском послании. Это стратегические меры, направленные на среднесрочный и долгосрочный период. Это не экстренная закачка деньгами, это более обдуманный шаг».
Иностранные планы спасения в первую очередь сосредоточены на выделении средств. Так $700-миллиардный План Полсона, принятый в США, наделяет министра финансов США правом немедленно использовать $250 миллиардов из федерального бюджета для выкупа «проблемных» активов. Президент Джордж Буш одобрил инвестирование этих денег в акции проблемных финансовых учреждений, и первые $125 млрд будут поделены между девятью крупнейшими банками США. Еще $100 миллиардов могут быть предоставлены Минфину с разрешения президента США. Решение по оставшимся $350 миллиардам принимает конгресс.
В антикризисной программе избранного президентом США Барака Обамы – принятие нового пакета мер по стимулированию американской экономики объемом до $175–200 млрд. Предлагается освободить пенсионные накопления от налогов, увеличить пособия по безработице, предоставить компаниям налоговый кредит на сумму в $3 тыс. на каждое новое рабочее место, временно сократить или отменить взносы, взимаемые с банков по гарантиям долгосрочных кредитов. Также может быть снижен налог для корпораций, отказывающихся от «налоговой оптимизации».
«Основные меры США – это денежные. Они не готовы изменять финансовую архитектуру, решая только текущие неприятности. Россия же решает стратегическую задачу создания национального финансового центра, – считает экономист инвестбанка «Траст» Евгений Надоршин. – Наши меры содержат долгосрочную перспективу, американские – направлены на краткосрочные». «США стремится поддержать status quo. Мы собираемся идти за счет потенциала. Мне это нравится. Выиграет тот, кто выживет, и меры российского правительства направлены прежде всего на это».
Но в целом второй антикризисный план экспертов разочаровал.
«Наше правительство существует в парадигме «путинской стабильности» и полагает, что все вопросы могут быть решены простым вливанием денег. Эти меры не дальновидны и не достаточны», – говорит Гонтмахер.
«Набросали все, что касается этой темы, – возмущается Николаев. – В чем главная проблема? В нехватке средств в экономике или же в непроходимости системы? Но нет комплексных мер для решения проблем российской экономики». Непонятно также, по каким критериям выбирали приоритетные отрасли. «Важен принцип – почему они? А его нету», – констатирует эксперт.
Пугает и перспектива размещения пенсионных средств на фондовом рынке. «Похоже, что сейчас самое главное – разогреть рынок, чтобы хоть как-то поддержать участников народных IPO», – иронизирует Николаев. То, что участие государственных денег на рынке акций создаст новый пузырь, похоже, забыто. Если же вливания не помогут, пенсионные накопления могут просто сгореть.
0 коммент.:
Отправить комментарий